Полная версия правил игры в сквош в одиночном разряде, или squash singles, утверждена Всемирной Федерацией Сквоша (WSF) 5 декабря 2020 года. С учётом изменений от 27 ноября 2021 года она действует до настоящего момента. Ознакомиться с ней можно на сайте Федерации Сквоша России по этой ссылке.
В данной статье разбираем необходимый минимум для того, чтобы начать играть: как вести счёт и каким образом выбрать квадрат подачи, после скольких отскоков можно наносить удары ракеткой по мячу, когда розыгрыш считается сыгранным, что такое «лэт» и «строук».
Ознакомившись с данной краткой версией правил Вы будете уверены, что не растеряетесь на любом клубном мероприятии или любительском турнире и точно сможете сыграть как минимум несколько розыгрышей.
Как ведётся подсчёт очков в сквоше
По правилам сквоша классический матч состоит из пяти геймов (игр) и считается выигранным, когда один из игроков побеждает в трёх из них. На некоторых любительских турнирах матч может состоять из трёх игр и продолжается до двух побед. На клубных мероприятиях зачастую действует правило, когда каждый играем с каждым только один гейм.
Каждая игра состоит из розыгрышей и продолжается до тех пор, пока один из игроков не наберёт 11 очков. Кроме ситуации с равным количеством очков (10-10) – в таком случае розыгрыши играются до тех пор, пока у одного из игроков не окажется преимущество в 2 очка (например, 10-12 или 13-15).
Розыгрыш представляет собой поочерёдную серию ударов по мячу в направлении фронтальной стены и продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибётся, тем самым принеся очко противнику – победителю розыгрыша.
Что обозначает разметка на корте
На стенах и на полу любого корта для сквоша нанесены разграничительные линии, все они отмечены цифрами на изображении ниже. Их можно условно разделить на линии, которые задействованы только в момент подачи, и линии аута, которые действуют в любой момент розыгрыша.
Верхняя линяя аута (1). Наносится на фронтальную и боковые, а также заднюю стену при её наличии. При попадании мяча в эти линии или выше мяч оказывается вне игры в любой момент розыгрыша.
Линия тин, или нижняя линия (2). Наносится горизонтально, внизу фронтальной стены, и отделяет тин, или звуковую панель. При попадании мяча в эту линию или непосредственно в звуковую панель в любой момент розыгрыша мяч также оказывается вне игры.
Линяя подачи (3). Наносится на фронтальную стену, чуть ниже её середины. При попадании мяча в эту линию или ниже неё в момент подачи, то подача не засчитывается.
Короткая (4) и средняя линии (5). Наносятся на пол для того, чтобы обозначить положение игроков в момент подачи. После касания мяча во фронтальную стену с удара подачи, он должен пересечь среднюю линию и попасть в противоположную от подающего часть корта, отделённую от него короткой линией. Таким образом, по правилам, эти линии также являются линиями аута и при попадании в них мяча с подачи или во вне, подача не засчитывается.
Ещё эти линии образует Т-зону, условную область корта, которую игрокам необходимо стараться занимать во время розыгрыша.
Линии квадратов подачи (6,7). Наносятся на пол и идут от короткой линии к боковым стенам, образуя собой зоны, из которых игроки выполняют подачу. В момент удара подающий должен находится в квадрате подачи хотя бы одной ногой – в противном случае подача может не засчитаться.
Правильная подача: как ввести мяч в игру
В начале матча подающий выбирается жребием. Игроки вращают ракетку, выбирая при этом положение логотипа на рукоятке после падения. Выигравший жребий выбирает квадрат подачи.
Если очко в данном розыгрыше выигрывает подающий, то следующую подачу он должен произвести с противоположного квадрата подачи. Если очко за противников, права выбора квадрата подачи переходит к нему.
Подающий подбрасывает перед собой мяч и совершает удар ракеткой слёта.
Подача считается правильной, если после удара подающим, мяч первым касанием попадает во фронтальную стену ниже верхней линии аута (1) и выше линии подачи (3), в результате которого он пересекает короткую линию (4) в противоположной части корта, отделенной средней линией (5).
Мяч в эту область может попасть как напрямую, после касания с фронтальной стеной, так и после следующего касания через одну из боковых стен.
Как правило, подающий в момент удара располагается лицом к противоположной от себя боковой стене, но это не обязательно. Многие новички выполняют подачу справа в положении спиной к левой боковой стене.
Приём подачи и основные виды ударов
Приём подачи, или возврат удара, выполняется отбивающим после одного отскока мяча от пола или слёта.
После этого мяч должен быть отбит во фронтальную стену и коснуться её в области ниже верхней линии аута (1) и выше линии тина (2).
При этом допускается, что мяч может быть отбит во фронтальную стену через промежуточное касание с одной из боковой или задней стен.
При возврате удара, как и в последующем, игроки отбивают мяч выполняя несколько возможных видов удара. Самые распространённый удары в сквоше: драйв, кросс, боуст и дроп.
Драйв – прямой удар во фронтальную стену корта, при котором мяч направляется бьющим игроком параллельно одной из боковых стен в заднюю часть корта.
Кросс – прямой удар во фронтальную стену, при котором мяч также направляется в задняю часть корта, но в противоположную той стороне, с которой наносится удар.
Боуст – удар, при котором мяч касается одной из боковых или задней стенки, прежде чем попадает во фронтальную.
Дроп – удар в переднюю часть корта, при котором мяч направляется во фронтальную стену максимально низко, но выше нижней линии аута.
Когда розыгрыш считается завершенным
Продолжительность розыгрыша не ограничена. Игроки попеременно совершают удары до тех пор, пока кто-нибудь не совершит ошибку, например, отправив мяч в аут или допустив два и более отскоков мяча от пола.
Розыгрыш считается сыгранным в случаях, когда подающий игрок не смог выполнить подачу или когда в дальнейшем один из игроков не смог отбить мяч и выполнить возврат. По правилам, в таких ситуациях очко достается противнику.
Розыгрыш также может быть прерван в ряде спорных случаев, которые периодически возникают на матчах абсолютно всех уровней. Тогда принимается решение о переигровке с сохранением результатов предыдущего розыгрыша.
Let, no let или stroke – в чём разница
Важное правило игры в сквош: если вы выполнили возврат удара, то Вам необходимо не мешать сопернику отбить мяч и приложить при этом максимум усилий. Это обусловлено требованием обеспечить безопасную игру и предотвратить возможные травмы.
Для обозначения спорных ситуаций, который могут возникнуть в процессе розыгрыша, используют термины «лэт» (Let), «ноу лэт» (no let) и «строук» (stroke).
«Лэт» обозначает ситуацию, в которой игрок не смог отбить мяч по причине помехи или препятствия, которое было создано противником, при этом противник сделал максимум усилий, чтобы не создавать помеху. В результате чего сохраняется счёт предыдущего розыгрыша, а текущий необходимо переиграть. Назначается по решению судьи или по обоюдной договорённости игроков, если матч проводится без судейства со стороны. Может обозначаться жестом “L”, с использованием указательного и большого пальца руки.
Оказавшись в такой ситуации, бьющему достаточно совершить замах и оставить руку с ракеткой в поднятом положении. В противном случае, совершив удар, считается, что игрок принял условия помехи, и результат этого удара будет засчитан.
«Ноу лэт» обозначает противоположную ситуацию, в которой игрок или не успевал сыграть мяч, или нанёс нерезультативный удар при наличии минимальной и не влияющей на возможность нанесения удара помехи. Очко при этом засчитывается сопернику.
«Строук» обозначает ситуацию, в которой игроку заблокирована возможность нанести удар и при этом противник не предпринял никаких усилий для того, чтобы устранить помеху. Во время розыгрышей у новичков «строук» часто обозначает однозначную ситуацию, когда мяч после удара отскакивает в прямо в игрока, который, наносил удар. Может обозначаться судьями жестом с поднятием руки, сжатой в кулак.
Заключение
В настоящей статье были представлены основные правила сквоша в кратком изложении. Были даны объяснения ключевым понятиям и принципам ведения счёта, которые позволят новичкам чувствовать себя увереннее на первых тренировках и даже клубных мероприятиях для категории Beginners.
Как и в любом другом виде спорта, правила сквоша предполагают следование принципам этичной и честной игры. Для них характерно уважительное поведение игроков как на, так и вне корта. Не приемлемы любые оскорбительные и агрессивные действия по отношению к соперникам и судьям. Нарушения и пренебрежения этими принципами чреваты предусмотренными дисциплинарным кодексом ФСР видами ответственности.
Надеемся, что данная статья будет полезна не только для начинающих сквошистов, но и для опытных игроков и тренеров, которые сталкиваются с потребностью объяснить правила сквоша новичкам. Делитесь со знакомыми и друзьями в социальных сетях, делайте ссылку на портал SquashPoint.ru.