Правила игры в сквош: кратко с основными понятиями
Опубликовано:
18.05.2022
Последнее обновление:
15.05.2023
Количество просмотров:
4 213
Полная версия правил игры в сквош в одиночном разряде, или squash singles, утверждена Всемирной Федерацией Сквоша (WSF) 5 декабря 2020 года. С учётом изменений от 27 ноября 2021 года она действует до настоящего момента. Ознакомиться с ней можно на сайте Федерации Сквоша России по этой ссылке.
В данной статье разбираем необходимый минимум для того, чтобы начать играть: как вести счёт и каким образом выбрать квадрат подачи, после скольких отскоков можно наносить удары ракеткой по мячу, когда розыгрыш считается сыгранным, что такое «лэт» и «строук».
Ознакомившись с данной краткой версией правил Вы будете уверены, что не растеряетесь на любом клубном мероприятии или любительском турнире и точно сможете сыграть как минимум несколько розыгрышей.
1. Как ведётся подсчёт очков в сквоше
По правилам сквоша классический матч состоит максимум из пяти геймов (игр) и считается выигранным, когда один из игроков побеждает в трёх из них. На некоторых любительских турнирах матч может состоять из трёх геймов, а игра продолжается до двух побед. На клубных мероприятиях зачастую действует правило, когда каждый играем с каждым только один гейм.
Каждая игра состоит из розыгрышей и продолжается до тех пор, пока один из игроков не наберёт 11 очков. Кроме ситуации с равным количеством очков (10-10) – в таком случае розыгрыши играются до тех пор, пока у одного из игроков не окажется преимущество в 2 очка (например, 10-12 или 13-15).
Розыгрыш представляет собой поочерёдную серию ударов по мячу в направлении фронтальной стены и продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибётся, тем самым принеся очко противнику – победителю розыгрыша.
2. Что обозначает разметка на корте
На стенах и на полу любого корта для сквоша нанесены разграничительные линии, все они отмечены цифрами на изображении ниже. Их можно условно разделить на линии, которые задействованы только в момент подачи, и линии аута, которые действуют в любой момент розыгрыша.
Верхняя линяя аута (1). Наносится на фронтальную и боковые, а также заднюю стену при её наличии. При попадании мяча в эти линии или выше мяч оказывается вне игры в любой момент розыгрыша.
Линия тин, или нижняя линия (2). Наносится горизонтально, внизу фронтальной стены, и отделяет тин, или звуковую панель. При попадании мяча в эту линию или непосредственно в звуковую панель в любой момент розыгрыша мяч также оказывается вне игры.
Линяя подачи (3). Наносится на фронтальную стену, чуть ниже её середины. При попадании мяча в эту линию или ниже неё в момент подачи, то подача не засчитывается.
Короткая (4) и средняя линии (5). Наносятся на пол для того, чтобы обозначить положение игроков в момент подачи. После касания мяча во фронтальную стену с удара подачи, он должен пересечь среднюю линию и попасть в противоположную от подающего часть корта, отделённую от него короткой линией. Таким образом, по правилам, эти линии также являются линиями аута и при попадании в них мяча с подачи или во вне, подача не засчитывается.
Ещё эти линии образует Т-зону, условную область корта, которую игрокам необходимо стараться занимать во время розыгрыша.
Линии квадратов подачи (6,7). Наносятся на пол и идут от короткой линии к боковым стенам, образуя собой зоны, из которых игроки выполняют подачу. В момент удара подающий должен находится в квадрате подачи хотя бы одной ногой – в противном случае подача может не засчитаться.
3. Правильная подача: как ввести мяч в игру
В начале матча подающий выбирается жребием. Игроки вращают ракетку, выбирая при этом положение логотипа на рукоятке после падения. Выигравший жребий выбирает квадрат подачи.
Если очко в данном розыгрыше выигрывает подающий, то следующую подачу он должен произвести с противоположного квадрата подачи. Если очко за противников, права выбора квадрата подачи переходит к нему.
Подающий подбрасывает перед собой мяч и совершает удар ракеткой слёта.
Подача считается правильной, если после удара подающим, мяч первым касанием попадает во фронтальную стену ниже верхней линии аута (1) и выше линии подачи (3), в результате которого он пересекает короткую линию (4) в противоположной части корта, отделенной средней линией (5).
Мяч в эту область может попасть как напрямую, после касания с фронтальной стеной, так и после следующего касания через одну из боковых стен.
Как правило, подающий в момент удара располагается лицом к противоположной от себя боковой стене, но это не обязательно. Многие новички выполняют подачу справа в положении спиной к левой боковой стене.
4. Приём подачи и основные виды ударов
И приём подачи, и возврат мяча выполняется после одного отскока мяча от пола или слёта.
При приёме подачи мяч может быть отбит во фронтальную стену ниже верхней линии аута (1) и выше линии тина (2).
При этом допускается, что мяч может быть отбит во фронтальную стену через промежуточное касание с одной из боковых или задней стеной.
При возврате мяча в течение розыгрыша игроки бьют по мячу используя несколько возможных вариантов удара. Самые распространённый удары в сквоше: драйв, кросс, боуст и дроп.
Драйв – прямой удар во фронтальную стену корта, при котором мяч направляется бьющим игроком параллельно одной из боковых стен в заднюю часть корта.
Кросс – удар во фронтальную стену, при котором мяч меняет угол и направляется в заднюю часть корта, противоположную той, с которой наносится удар.
Боуст – удар, при котором мяч касается одной из боковых или задней стенки, прежде чем попадает во фронтальную, направляется в переднюю часть корта.
Дроп – удар, при котором мяч буквально роняют на во фронтальную стену как можно ниже, чтобы мяч оказался в передней части корта, вблизи фронтальной стены.
5. Когда розыгрыш считается завершенным
Продолжительность розыгрыша не ограничена. Игроки попеременно совершают удары до тех пор, пока кто-нибудь не совершит ошибку, допустив два и более отскоков мяча от пола перед своим ударом, или, например, просто отправив мяч в аут.
Если подающий игрок не смог выполнить подачу, то ход переходит сопернику, он получает очко и право ввести мяч в игру.
Розыгрыш может быть прерван в ряде спорных случаев, которые периодически возникают на матчах абсолютно всех уровней.
6. Let, no let или stroke – в чём разница
Основное правило игры в сквош: если вы выполнили возврат удара, то Вы не должны мешать сопернику ответить, случайно или преднамеренно создавая препятствие. Бесприкословное соблюдение данного правила помогает обеспечить безопасную игру и предотвратить возможные травмы.
Для обозначения спорных ситуаций, который могут возникнуть во время розыгрыша, в судействе используют термины «лэт» (Let), «ноу лэт» (no let) и «строук» (stroke).
«Лэт» обозначает ситуацию, в которой игрок не смог отбить мяч по причине помехи или препятствия, которое было создано противником, при этом противник сделал максимум усилий, чтобы не создавать помеху. В результате чего сохраняется счёт предыдущего розыгрыша, а текущий необходимо переиграть. Назначается по решению судьи или по обоюдной договорённости игроков, если матч проводится без судейства со стороны. Может обозначаться жестом “L”, с использованием указательного и большого пальца руки.
Оказавшись в такой ситуации, бьющему достаточно совершить замах и оставить руку с ракеткой в поднятом положении, обозначив свою готовность. В противном случае, совершив мах или попытку удара, считается, что игрок принял условия помехи, и результат этого удара будет засчитан.
«Ноу лэт» обозначает ситуацию, в которой помеха, созданная противником, минимальна и объективно незначительна. Она не мешает игроку совершить результативный удар. Очко при этом засчитывается противнику.
«Строук» обозначает ситуацию, в которой игроку заблокирована возможность нанести удар и при этом противник не предпринял никаких усилий для того, чтобы устранить помеху. Во время розыгрышей у новичков «строук» чаще обозначает ситуацию, когда мяч после удара во фронтальную стену отскакивает непосредственно в игрока, который, наносил удар. Может обозначаться судьями жестом с поднятием руки, сжатой в кулак.
Как и в любом другом виде спорта, правила сквоша предполагают следование принципам этичной и честной игры. Для них характерно уважительное поведение игроков как на, так и вне корта. Не приемлемы любые оскорбительные и агрессивные действия по отношению к соперникам и судьям. Нарушения и пренебрежение этими принципами во время турниров чреваты предусмотренными дисциплинарным кодексом ФСР видами ответственности.